menu

Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-то объекте. Способность к непроизвольному вниманию свой-ственна всем людям без исключения.

Внимательность - сложившееся качество личности. Рассеянный школьник, как и все другие дети, спосо-бен "обратить внимание" на какой-то объект. Одна-ко он часто не может полностью сосредоточиться на этом объекте: внимательность еще не стала его лич-ным качеством. Понятно, что отсутствие этого важ-ного качества не лучшим образом сказывается на его школьных достижениях.

Рассеянность может быть обусловлена каким-то за-болеванием, нарушением мозговой деятельности или, например, воспалением носоглотки, аденоиди-том. Но почему же тогда так много невнимательных среди здоровых детей? Понятно, что не стоит ждать особой сосредоточенности, если ребенок устал, ему неинтересно, у него в данный момент другие жела-ния, а вокруг много посторонних раздражителей. Но эти объяснимые временные состояния постепенно складываются в общий стиль учебной работы, а за-тем становятся жизненным стилем.

Организация внимания школьника на уроке зависит, прежде всего, от мастерства учителя. Дома же роди-телям приходится брать эти функции на себя.

РЕКОМЕНДАЦИИ: на что родителям необходи-мо обратить внимание?

1. Создайте ребенку спокойную обстановку для ра-боты, не допускайте перегрузок и утомления. Сде-лайте так, чтобы в учении для него было больше увлечения, чем принуждения. Для детей, с низким уровнем развития внимания особенно важно всегда начинать приготовление уроков в одно и то же вре-мя. Тогда им легче мобилизоваться, настроиться на работу. Установка вырабатывается и на постоянное рабочее место. Достаточно усесться за привычный стол, и приходит рабочее настроение. Причем жела-тельно, чтобы это место было только местом для за-нятий, а не для игр и дополнительного чтения. Тогда ничто не будет отвлекать ребенка от основного за-нятия.

2. Все необходимое для работы всегда должно быть у ребенка под рукой. Начиная от ручки, бумаги и до таблиц, схем, словарей и т.п.

3. В перерывах между сложными видами работы ис-пользуйте приемы расслабления или двигательную разрядку.

4. Развивайте у вашего школьника навыки само-контроля, самопроверки выполненной работы. Можно специально составить текст из 13-14 пред-ложений. В каждое предложение включите одну-две типичные для вашего школьника ошибки. Напри-мер: пропуски букв, слов; повторение слогов в сло-ве; замена букв или слов и т.п. Ребенку надо прове-рить текст, найти и исправить в нем ошибки. При-чем проверять можно разными способами:

· самостоятельно, читая про себя;

· читая вслух и отчеркивая слоги вертикальными черточками;

· сравнивать текст с правильным образцом.

Научите ребенка при проверке пользоваться непро-зрачной линейкой. С ее помощью слово открывается постепенно, по слогам, без забегания вперед. Ведь ошибки часто не замечаются, если ученик забегает вперед и "узнает" слово.

5. Выберите специальное время для упражнений, развивающих способность к сосредоточению, кон-центрации, повышающих устойчивость внимания, умение переключаться. Таких упражнений доста-точно много, но они должны быть интересными и не восприниматься как продолжение скучных уроков. Найти такие упражнения можно в многочисленной литературе для родителей. Примеры:

Ø Например, если ваш ребенок невнимателен при чтении и письме, предложите ему такое задание. Возьмите несколько страниц печатного текста из старой книги или журнала (шрифт должен быть достаточно крупным). Инструкция: "Вычеркни все буквы "т", а буквы "д" обведи кружком". А потом вместе с ребенком проверьте, сколько до-пущено ошибок. Упражнение можно повторять каждый день, меняя инструкцию. Постепенно ко-личество ошибок будет снижаться.

Ø Можно найти специальные фигурные таблицы для тренировки способности к переключению внима-ния. Дается инструкция в каждой фигурке табли-цы поставить определенный значок. Например: в квадрате - горизонтальную черточку, в кружке - вертикальную, в треугольнике - точку и т. д.

Ø Очень полезны упражнения по расшифровке со-общений, записанных специальными значками (вроде пляшущих человечков из рассказа А. Ко-нан-Дойля). Придумайте такой секретный алфавит и составьте с его помощью небольшое письмо. Этот вид работы довольно сложный, но очень по-лезен для тренировки способности к концентра-ции и распределению внимания.

Ø Известное упражнение - отыскивание по порядку чисел, произвольно разбросанных на листе бума-ги. Вы можете сами нарисовать такую таблицу.

Ø Возможно, что вашему ребенку понадобится тре-нировка специфического вида внимания. Напри-мер, он хорошо воспринимает информацию, пред-ставленную в зрительном, наглядном виде. И бла-гополучно пропускает то, что предъявляется на слух. Вспомните выражение "в одно ухо влетает, из другого вылетает". Это про него. Значит, необ-ходимо развивать у такого школьника слуховое внимание, учить его сосредоточиваться на своих слуховых ощущениях. Попросите его закрыть гла-за и прислушаться к окружающим звукам. А затем пускай перечислит то, что услышал (шум лью-щейся на кухне воды, звуки с улицы, разговор за стеной и т.д.).