menu

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Типология агрессии у детей и подростков
В последнее время взрослые все чаще оказываются в тупике, будучи не в силах прекратить агрессивные выходки детей, происходящие на их глазах. Это было, конечно, и раньше, но значительно реже, Особенно среди маленьких детей. Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными, в частности, встрече с детской Агрессией. Наблюдая за детьми и подростками, проявляющими агрессивное поведение, психологи выявили несколько наиболее часто встречаемых типов детской агрессии.

Агрессия при гиперактивности
Проявляется в виде приставаний к другим детям, бессмысленных драк, неадекватных реакций, вспыльчивости, возбудимости, вторжения на чужую территорию, порчи имущества и т.д. Связано такое поведение, как правило, с трудностями адаптации ребёнка к среде, которая предъявляет к нему слишком высокие для его уровня зрелости требования. Ребёнок не может структурировать свою деятельность, видеть в ней смысл, ставить цели.для него мир — это хаос и он беспорядочно откликается на «что попало». В этом случае необходимо сотрудничество учителя, психолога, родителей, а также психоневролога. Очевидно, что ребёнок нуждается в правильном понимании его проблем, поддержке со стороны взрослых и наблюдении специалистов. Особенно важна роль того, кто помогает ребёнку обнаруживать смыслы, выстраивать картину мира, понимать мир человеческих отношений, направлять свою деятельность, осознавать себя, свои чувства, желания, действия.

Агрессия лидерства
Этот тип агрессии характеризуется эгоцентричным стремлением ребёнка к лидерству и власти (и несогласием с ролью «второго плана»), соперничеством, попытками подавить соперника (включая порой учителей и родителей), вызывающим поведением, нарушением дисциплины. Иногда — это свойства темперамента, которые станут ценными чертами лидерского характера в процессе социализации. Иногда — реакция ребёнка на авторитарный стиль, процветающий в семье. Властное поведение может быть также компенсацией нереализованной потребности в любви и признании.
Воспитательные воздействия взрослых при подобной агрессии должны быть направлены в первую очередь на развитие эмпатии (т.е. способности к сопереживанию), внимания к другим и понимания того, что лидер не тот, кто громче командует, а тот, кто умеет брать на себя ответственность, вызывая уважение и доверие. Взрослые могут передать такому ребёнку часть своих обязанностей и полномочий, давая поручения и прося о какой-либо помощи. При этом важно публично выразить ему свою благодарность, удовлетворив, таким образом, его потребность в значимости.
Если поведение ребёнка или подростка «переходит границы», возникает необходимость в проявлении твёрдости и последовательности. Ему следует напомнить о существовании правил и последствиях их невыполнения.

Агрессия демонстративности
Ребёнок постоянно делает попытки привлечь к себе внимание, причём любой ценой, включая агрессивные выходки. Вызывающее поведение явно рассчитано на зрителя.
Он может принимать роль клоуна, «супермена», умника и пр. Привлекать к себе внимание таким способом характерно для маленьких детей. Когда родители не замечают ребёнка, он привлекает их внимание какой-нибудь выходкой, и если это происходит часто, такое поведение закрепляется. Агрессия демонстративности зачастую является следствием того, что в детстве ребёнок ощущал дефицит любви и внимания.
Взрослым в этом случае следует поощрять положительное поведение ребёнка, а вызывающее по возможности игнорировать. И только в крайнем случае можно применять санкции, объяснив школьнику, что за свои действия необходимо нести ответственность.

Агрессия мести
Проявляется во враждебности, мстительности, подозрительности, недоверии. Это — способ восстановления справедливости, желание защитить себя от «врагов». Такое поведение может быть следствием того, что ребё нок растёт в неблагополучной семье, где чувствует себя отверженным или он не нравится другим людям, в том числе детям, из-за своей необычности, «неудобности». Дети, склонные к агрессии мести, как правило, не верят в доброту, но при этом нуждаются в ней. Поэтому взрослый может попытаться найти «ключик» к такому ребёнку, проявляя к нему внимание и заботу без всяких условий.

Агрессия страха
Страхи заставляют ребёнка или подростка «быть во всеоружии», т.е. быть готовым отразить нападение или другую опасность. Как правило, страхи носят преувеличенный характер. На пример, боясь насекомых, человек раздавит паука, даже если тот совершенно безвреден. И агрессивная реакция ребёнка нередко бывает чрезмерной и опережающей.
Обычно у этих детей повышенная агрессивность сочетается с трусливостью, поэтому коррекция поведения невозможна без работы со страхами. В этом случае тоже необходима помощь психолога. Взрослые помогают ребёнку отрефлексировать страхи «как нормальное Явление» и затем составить «арсенал» возможных реагирований на них.

Агрессия тревоги
Дети, как правило, не осознают, в чём источник их тревоги, они ощущают, что их «что-то гнетёт», «что-то плохо», что-то «не так». Поэтому и агрессия направляется внутрь («на тревогу») и проявляется, например, в переедании, излишнем употреблении сладостей, жевательных резинок и т.п., а также в пустой трате времени у телевизора, компьютера, игровых автоматов (попытка обмануть или заглушить тревогу). Иногда агрессия направляется вовне в виде раздражения, ворчания, сплетен, пере даче слухов, «страшной» информации, недовольстве «всеми и вся». Маленькие дети могут злиться и вредничать без видимой причины.
Агрессия не выражается прямо, а направляется в пространство, вызывая ответное раздражение (т.е. агрессию) у окружающих.
Усилия взрослых должны быть направлены на то, чтобы избавить ребёнка от состояния тревожности. Этому способствуют доверительные беседы на те мы, касающиеся его отношений с одноклассниками, его успеваемости, его от ношения к себе и т. д. Иногда ребёнок с готовностью идёт на беседы, в результате которых осознаёт свои страхи и они перестают носить характер тревоги. Вообще работа с детьми, у которых проявляется агрессия тревоги, обычно требует компетентности и значительных затрат времени.

Агрессия вины
Чувство вины всегда вызывает душевное страдание, и человек, желая избавиться от него, либо старается искупить вину поступком, либо направляет агрессию на источник страданий (если нет сил, возможностей, желания что-то изменить). Если это мать или отец и ребёнок не может себе позволить агрессию по отношению к родителям, он направляет её на младшего брата, на кошку или на другой, как правило, беззащитный объект. Таким объектом может стать даже учитель, особенно если школьник считает его «не опасным». Но чаще всего объектом нападения такого ребёнка становится самый слабый ученик в классе.
Агрессия может быть направлена и внутрь на самого себя: я — плохой», «я виновен», «я должен быть наказан». Наказание принимает форму самобичевания, самообвинения или само разрушающего поведения.
Такого рода агрессию можно предупредить, если взрослые будут помнить о своей ответственности при использовании обвинений в качестве воспитательных мер. Педагогическое требование, ни при каких условиях не должно превращаться в обвинение.

Агрессия низкой самооценки
Часто проявляется в виде повышенной обидчивости, вспыльчивости, ранимости. Агрессия низкой самооценки часто формируется в атмосфере излишней критичности, придирок, насмешек, издёвок по отношению к ребёнку. Наиболее склонны к этому типу агрессии дети, чувствительные к оценке других, особенно если она исходит от значимых дня них людей. Смысл его агрессии примерно таков: «Я ненавижу вас за то, что вы заставляете меня чувствовать себя ничтожеством».
Такие дети нуждаются в чутком и тактичном к себе отношении. Им не хватает веры в себя и силы духа, что бы справиться со своими трудностями. Из-за своей уязвимости они часто становятся «белыми воронами».
Помочь ребёнку осознать свои сильные стороны, поверить в себя, в силу
своего духа, а также увидеть других могут взрослые — учителя и родители. Такого ребёнка, нельзя высмеивать, к нему не следует проявлять ироническое отношение и тем более на него нельзя кричать.
Дети с низкой самооценкой часто сильно страдают, поэтому бывают склонны к суициду (одна девочка говорила: «Я ненавижу себя, боюсь учительницу и не хочу больше жить!»). В работе с ни ми обязательно должен принимать участие психолог.

Агрессия завышений самооценки
Дети с завышенной самооценкой высокомерны, уверены в своей значимости, избранности, «гениальности». При этом они убеждены в том, что их не ценят, не понимают, к ним несправедливо относятся. Такие дети могут быть чрезвычайно агрессивными, даже приходить в ярость в ситуации, когда их «гениальность» подвергается сомнению. Кроме того, они порой испытывают удовольствие, унижая тех, кто слабее.
Этот вид агрессии труднее всего поддаётся коррекции. В её основе лежат глубокие причины, такие, как нарушение ранних отношений ребёнка со значимыми людьми. В ярко выраженных случаях нужно рекомендовать родителям обязательно проконсультироваться у психолога (лучше не только школьного) или психиатра.
Эта типология не исчерпывает всех видов детской агрессии. Но всё же она позволяет родителям и учителям рассматривать агрессию не как злой умысел детей, а как наличие у них внутренних проблем, с которыми самостоятельно они не могут справиться. Такие дети нуждаются во внимании со стороны родителей и в профессиональной поддержке педагога и психолога. Конечно, оказать такую поддержку непросто, в основе одинаковых внешних проявлений могут лежать разные причины и их «расшифровка» требует как компетентности, так и эмпатии взрослых. По-видимому, решение проблемы лежит не в плоскости поиска «подходящих технологий борьбы с детской агрессией», а в плоскости расширения педагогического сознания, в частности, понимания того, что каждый ребёнок «агрессивен по-своему». Необходимо всякий раз настраиваться на конкретного ребёнка, используя и развивая свою способность к наблюдательности, сочувствию и пониманию.

В момент особенно интенсивного агрессивного состояния ребенка учителя могут использовать следующие приемы снятия агрессивного поведения:
1) попросить ребенка улыбнуться, подышать глубже, нормализовать дыхание, расправить плечи, расслабиться, отжаться от пола;
2) предложить ребенку переадресовать агрессию на неодушевленный предмет или действие (скомкать и разорвать в клочья бумагу, рисунок со своим гневом/обидчиком, топать ногами, громко кричать, используя «трубу» из ватмана, бить боксерскую грушу, манекен и т.д.);
3) переключить внимание на какое-либо задание («Помоги мне, пожалуйста, снять с полки... Ты ведь выше меня»);
4) можно также попросить ребенка вспомнить что-то приятное, предложить ему мысленно оказаться в приятном месте, сказать себе добрые слова, найти в случившемся положительные стороны.
Отечественные исследователи разработали для педагогов и родителей ряд специальных рекомендаций и правил экстренного вмешательства, обеспечивающих конструктивное воздействие на агрессивные реакции детей:
1. Спокойное отношение, игнорирование незначительной агрессии (так называемый изящный уход). Озадачьте «агрессора», неожиданно соглашаясь с ним или меняя тему. Отвечайте так, как если бы слова ребенка были безобидными, незначительными или очевидными.
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности ребенка («Ты воспитанный человек, но сейчас ведешь себя агрессивно преступаешь допустимую черту», «Я знаю, что ты дисциплинированный. Почему ты сейчас нарушаешь правило?», «Ты злишься? Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь нам продемонстрировать свою силу?»).
3. Контроль педагогом собственных негативных эмоций — это не подкрепляет агрессивное поведение, сохраняет партнерские отношения, демонстрирует модели неагрессивного поведения, укрепляет авторитет педагога.
4. Снижение напряжения ситуации. Нередко педагоги используют действия, усиливающие напряжение и агрессию: устрашающие и гневные интонации, сарказм и насмешки, демонстрацию власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу, понятно?»), агрессивные позы и жесты, физическую силу, жесткие требования, давление, оценку характера и личности ученика, втягивание в конфликт друзей и родителей ребенка, сравнение с другими детьми, нотации и проповеди, обобщения («Все вы одинаковые», «Опять ты», «Ты как всегда»), придирки, передразнивание и др. Опытный педагог знает, что некоторые из этих реакций могут остановить проступок на короткое время, но отрицательный эффект от такого поведения принесет гораздо больше вреда.
5. Обсуждение проступка после успокоения обеих сторон, но как можно скорее после инцидента, сначала наедине, без свидетелей, а затем в группе или семье. Важно сохранять спокойную, объективную позицию, акцентировать внимание на проступке и его негативных последствиях для окружающих и самого ребенка.
6. Сохранение положительной репутации ребенка в кругу сверстников. Для ребенка, тем более подростка, самое страшное — публичное осуждение и негативная оценка. Сохранить положительную репутацию можно, публично сведя к минимуму вину ребенка («Ты не хотел его обидеть», «Ты плохо себя чувствуешь»), предложив компромисс и не требуя полного подчинения, но не распространяя это на личное общение
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Альтернативное агрессивному поведение педагога можно построить используя следующие приемы: выдержать паузу, молча заинтересованно выслушал ребенка, прояснить ситуацию наводящими вопросами, признать интересы маленького агрессора и сообщить ему свои, апеллировать к правилам и т.д.