menu

Родители всегда хотят детям самого лучшего. Например, вырастить их
скромными, уберечь от разочарований и подготовить к встрече с хулиганами,
которые всех обзывают жиртрестами. Поэтому мы на всякий случай говорим
маленькому недотёпе, что у него неуклюжая голова и забывчивая походка. К
сожалению, в этот момент у ребёнка вместе с настроением портится
самооценка. А ведь это полезная в жизни вещь. Высокая самооценка заметно
влияет даже на способность школьника к учёбе. Вдобавок человек, не
страдающий комплексом неполноценности, всегда найдётся с изящным
ответом хулиганам из-за угла. Даже если он не вспомнит ласковые слова,
которыми его называет дома бабушка, он сможет крикнуть: «Сам дурак!» и
убежать. А вот низкая самооценка грозит всем синяками и общим
разочарованием от происходящего в мире. Вот как нам удаётся всё
испортить:
1. Мы ненароком сообщаем, что ребёнок для нас недостаточно хорош
Уж сколько раз твердили миру, что давать исчерпывающие характеристики
ребёнку только на основании того, что он разлил чай — верная дорога к
низкой самооценке. Мы с лёгкостью навешиваем ярлыки («Вечно ты все
ломаешь!»), сравниваем с другими («Ленин в твоём возрасте не бросался
огрызками») и ещё показываем конфигурацией бровей, что ребёнок нас не
вполне устраивает.
2. Мы не доверяем детям
«Ну-ка дай я! Отойди, дай папа сделает! У тебя не получится хорошо
наточить фломастер!» — губительная фраза для дошкольника. Ребята этого
возраста формируют чувство собственного достоинства двумя способами: вопервых, улавливают, что их близкие думают о них, во-вторых, изучают то,
что они могут делать сами без поддержки нервных родных.
Бегая по детской площадке и подстраховывая на каждом углу шестилетку,
мама выбивает у него почву из-под ног. Логично, если ребёнок решит, что
сам он вообще ничего не может и не умеет, «раз мама так волнуется, когда я
балансирую на поребрике». Убрать из дома все розетки, заклеить скотчем
ножницы, выбросить спицы, срезать острые углы у мебели и изображать
испуг, когда ребёнок играет с деревянным шариком (может синяк получить)
— любимые штуки тревожных родителей. Но нужно знать, чем больше у
детей возможности проявлять себя и полагаться на себя, тем больше у них
уверенности в себе.
3. Мы ставим слишком сложные задачи
«А ну-ка Петька, давай, покажи нам с дедушкой, что ты там в музыкалке
учил! Вот этот вальс можешь? Ту-тутуту? Нет? Ты же целую неделю уже
туда ходишь. А сальто назад можешь? Тоже нет? А вот такой фокус с
картами знаешь? Ну ты, брат, даёшь! Садись тогда поучись, я вот задачник
раздобыл для поступающих на физтех». Дальше можно вообще ничего не
говорить, потому что дети в таких случаях делают однозначные выводы.
4. Мы создаём ситуации неконтролируемого стресса
Стресс — это реакция на новизну, а неконтролируемый стресс возникает у
человека, когда к воздействию невозможно приспособиться, его невозможно
предсказать или от него невозможно избавиться. Достаточно одного из этих
условий, чтобы человек оказался в ситуации неконтролируемого стресса.
Человек, который долгое время оказывается в такой дурацкой ситуации,
скорее всего, будет страдать от выученной беспомощности — состояния,
когда ты отчаялся, решил, что от тебя ничего не зависит, и уже ни на что не
претендуешь.
Родители тоже могут развить выученную беспомощность совсем невинными
методами. Мама ни в какую не соглашается купить тебе собачку, а когда ты
лишился всякой надежды — вуаля! — сюрприз. Мы не видим в этой
ситуации ничего плохого, но она необъяснима для ребёнка, и он никак не
может ни повлиять на неё, ни предсказать её.
5. Мы не замечаем их успехи
Разумеется, двойки и рваная дыра на штанине заметнее, чем блистательное
достижение ребёнка — победил лягушку в длине прыжка. Но когда мы
игнорируем всё то хорошее, что человек сделал за