menu

Экстремизм и терроризм как противоправные формы поведения в обществе

 

Жестокость вообще отвратительна.

А беспричинная жестокость безнравственней вдвое.

Анатолий Алексин

 

Экстремизм и терроризм – проблемы, злободневные для современного общества. Приверженцы крайних взглядов и мер, радикальных способов решения проблем разжигают национальную рознь, религиозную вражду. Эти явления угрожают не только нравственным и духовным устоям общества, но и жизни людей, целостности нашего государства.

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.

Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодёжной среде, наиболее подверженной деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, юные граждане могут пополнить ряды экстремистских и террористических организаций, которые стремятся использовать молодёжь в своих политических интересах.

Для успешной организации работы по противодействию вовлечения обучающихся в экстремистские и террористические организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодёжной среде:

  • изменение ценностных ориентаций в обществе в целом и в молодёжной среде в частности, обострение социальной напряжённости в молодёжной среде (проблемы уровня и качества образования, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов);
  • индивидуально-психологические особенности детей и подростков (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);
  • эмоциональные особенности детей и подростков (состояние психического напряжения);
  • снижение социальной и политической активности молодёжи;
  • наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодёжные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т. п.);
  • массовое распространение и доступность для детей и подростков алкоголя и наркотиков;
  • разлагающее влияние средств массовой информации, которые рассказывают о насилии и преступности;
  • использование сети Интернет в противоправных целях (всемирная паутина обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропагандистской деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).

Исследователи экстремизма как противоправной формы поведения выделяют такие особенности экстремизма в молодёжной среде:

  1. Экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характеризующихся отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.
  2. Экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.
  3. Данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым низким уровнем культуры, сколько с культурой разорванной, деформированной.
  4. Экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

По направленности экстремистской активности выделяют такие типы молодёжного экстремизма:

  • Экстремизм в сфере межэтнических отношений, в основе которого лежат националистические, фашистские идеи и содержанием которого является конфликт между представителями разных национальностей. Направленность проявления экстремистской активности может осуществляться как от титульной нации по отношению к периферийной, так и наоборот.
  • Религиозный экстремизм, в основе которого лежит конфликт между представителями разных конфессий, религий, религиозных направлений, проживающих на одной территории. Идеологически экстремистские проявления могут обосновываться «отступлением от догматов», «священной войной с неверными», «сектантством религиозного течения и т. д.
  • Политический экстремизм, который направлен против сложившейся политической системы государства, её представителей или против политических оппонентов. В основе политического экстремизма могут лежать как социально-экономические идеи (борьба с олигархами, богатыми и т. п.), так и популярные в молодёжной среде идеи смены «старой» элиты.
  • Социальный экстремизм, который базируется на конфликте разных социальных групп и ориентирован на искоренение и уничтожение отдельных сообществ.
  • Экстремизм в сфере молодёжных субкультур. В основе данного вида поведения лежит конфликт между представителями разнообразных молодёжных субкультур, являющихся носителями противоположных ценностей, типов, моделей поведения и мировосприятия. Кроме того, к данному типу может относиться и экстремистская активность по отношению к традиционной культуре, распространённой в обществе. Однако необходимо подчеркнуть, что следует чётко отличать тенденции экстремального поведения в молодёжной среде, обусловленные психофизиологическими и социальными особенностями подростков и молодёжи, и являющиеся в целом нормальными для данной возрастной категории, и экстремистские действия в рамках существующего законодательства, законодательства, заключение о наличии и отсутствии которых в поведении граждан может делать только суд.

Одним из инструментов шантажа, в том числе политического, правительств одной или сразу нескольких стран является терроризм. Террористический шантаж применяется в целях вымогательства у правительств каких-то уступок, преимуществ. В применении шантажа как способа вымогательства все террористы одинаковы. Разными могут быть мотивы действий, которые провозглашают лидеры разных террористических организаций и групп:

  • националистические;
  • религиозные;
  • сепаратистские террористы;
  • террористы-антиглобалисты и другие.

Одним из общественных институтов, способных сегодня противодействовать распространению идеологии экстремизма и терроризма среди детей, подростков и молодёжи является образовательная организация.

 

Календарь знаменательных дат

 

 

 

1 сентября

Всемирный день мира

Отмечается в день начала Второй мировой войны 1939-1945 гг.

3 сентября

День солидарности в борьбе с терроризмом

Эта памятная дата была установлена в 2005 году и связана с трагическими событиями в Беслане, когда боевики захватили одну из городских школ. В результате теракта в школе № 1 погибли более трёхсот человек, среди них более 150 детей.

21 сентября

Международный день мира

День отказа от насилия и прекращения огня во всём мире

2 октября

Международный день ненасилия

Отмечается, начиная с 2007 года, ежегодно в день рождения Махатмы Ганди. Цель этого международного Дня – желание утвердить культуру мира, терпимости, понимания и ненасилия.

12 ноября

День специалиста по безопасности

Этот праздник был учреждён в 2005 году по инициативе крупнейшего Интернет-портала по безопасности Sec.Ru, день всех специалистов, которые в силу своей профессии стремятся обеспечить максимальную безопасность объектов, людей и информации, передаваемой по системам связи.

16 ноября

Международный день, посвящённый терпимости (Международный день толерантности)

Этот Международный день был провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО, которая рассматривает угрозы человечеству, несущие нетерпимость, предлагает методы и программы борьбы с нетерпимостью.

10 декабря

День прав человека

В этот день в 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека.

1 января

Всемирный день мира (День всемирных молитв о мире)

Международный праздник, во время которого верующие призывают Бога прекратить все войны и ниспослать людям мир на Земле.

8 февраля

День памяти юного героя-антифашиста

Отмечается с 1964 г. в честь погибших участников антифашистских демонстраций – французского школьника Даниэля Фери (1962) и иракского мальчика Фадыла Джамаля (1963).

1 марта

Всемирный день гражданской обороны

В этот день 1972 г. была создана Международная организация гражданской обороны.

21 марта

Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации

Дата выбрана в память жертв трагических событий в ЮАР: в этот день в 1960 г. во время мирной демонстрации против законов режима апартеида об обязательной паспортизации африканцев были убиты полицией 69 человек.

21-27 марта

Неделя солидарности с народами, борющимися против расизма и расовой дискриминации

В рамках программы первого Десятилетия действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации в 1979 г. Генеральная Ассамблея ООН призвала все государства отмечать неделю солидарности с народами, борющимися против расизма и расовой дискриминации (резолюция 34/24).

11 апреля

Международный день освобождения узников фашистских лагерей

11 апреля – день вхождения американских войск на территорию Бухенвальда (самого крупного концентрационного лагеря).

24 апреля

Международный день солидарности молодёжи

Цель этого дня – содействие повышению организованности и творческой активности молодёжи в решении экономических, социальны, научно-технических и нравственных проблем общества, укреплению преемственности поколений, законности и правопорядка.

4 июня

Международный день невинных детей-жертв агрессии

День отмечается в годовщину первого налёта израильской авиации на Бейрут и ряд других населённых пунктов Ливана, проведённого в 1982 году, в ходе которого погибло большое количество мирных жителей, среди которых были и дети.

6 августа

Международный день «Врачи мира за мир»

Этот день отмечается в годовщину страшной трагедии – дня бомбардировки японского города Хиросима в 1945 г. Этот день в некотором смысле символичен и служит напоминанием о роли врачей в борьбе за мир.

 

Словарь терминов и понятий

 

Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Несовершеннолетние, находящиеся в сложной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооружённых и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети-жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных организациях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Семья, находящаяся в сложной жизненной ситуации – семья, имеющая детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в сложной жизненной ситуации, а также по их социально-психологической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Толерантность является одним из основополагающих демократических принципов, неразрывно связанных с концепциями плюрализма, социальной свободы и прав человека.

Национализм – форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.

Ксенофобия – особенность менталитета общества, которая проявляется в негативном отношении к социальным общностям или отдельным людям, воспринимаемым в качестве чужих и поэтому эмоционально неприемлемых, враждебных.

Расизм – совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.

Фашизм – идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определённой нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установление культа вождя.

Субкультура – термин, обозначающий часть культуры общества, отличающуюся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.

Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Террористическая деятельность – деятельность, включающая в себя:

  • организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
  • подстрекательство к террористическому акту;
  • организацию незаконного вооружённого формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
  • вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
  • информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
  • пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;
  • любые формы содействия организациям, деятельность которых признана террористической в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Противодействие терроризму – деятельность органов государственно власти и органов местного самоуправления по:

  • предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
  • выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
  • минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Контртеррористическая операция – комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Международная террористическая деятельность – террористическая деятельность, осуществляемая:

  • террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства и наносящая ущерб интересам более чем одного государства;
  • гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства;
  • за пределами территорий государств, гражданами которых являются террорист и его жертва.

Борьба с терроризмом – деятельность уполномоченных органов государственной власти Донецкой Народной Республики по выявлению, предупреждению, пресечению террористической деятельности, раскрытию и расследованию преступлений террористического характера.

Террорист – физическое лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности.

Экстремистская деятельность (экстремизм):

а) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

  • насильственное изменение основ конститу