menu

Детская агрессивность

Часто родителей пугает детская агрессивность. Действительно, эта проблема актуальна в наше время. И особенно этот вопрос беспокоит родителей, чьи дети склонны к подобным проявлениям в различном виде. Им нелегко признавать, что именно их ребенок агрессивен и является источником неприятностей, проблем во дворе или в школе.

Многие специалисты считают, что агрессивность – это приобретенное поведение. Где же ребенок мог научиться агрессии? Действительно, часто эта черта передается «по наследству», имеет почву в складе характера родителей, бабушек и дедушек ребенка. Может быть, именно реакция близкого взрослого на поведение малыша, порождает его агрессию? Однако ребенок может быть агрессивным не только по вине родителей, т.е. неправильного воспитания. Черты агрессивности могут быть скрыты в темпераменте и характере ребенка (вспыльчивость, частая смена настроения, пониженная степень сопереживания, обидчивость, жестокость, притеснение, злость, и т.д.) или являться результатом особого созревания его нервной системы. Так же могут влиять резидуально-органические факторы, например, такие как минимальная мозговая дисфункция или травма головного мозга. К факторам, провоцирующим агрессивность ребенка, можно отнести и социально-бытовые (неблагоприятные условия воспитания, конфликты между родителями или их развод, враждебность, подавление или унижение ребенка, жесткий контроль, упреки, необоснованные претензии, и пр.) и ситуационные причины (ответная реакция на агрессию, переутомление, чувствительность к порицанию, сопротивление наказанию и пр), Стоит отметить, что ребенку в раннем возрасте неизбежно присуща определенная агрессивность. Зная об этом, взрослые должны быть готовы к ее проявлению. Но, если родители активно помогают ребенку закрепить ее, то агрессия остается устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только внешним поведением, но и психологической характеристикой.

Когда ребенок ведет себя агрессивно, то чаще всего взрослые осуждают такое поведение, наказывают, отчитывают его, и, зачастую, сами теряют контроль над своими эмоциями, становясь «агрессорами». В тот момент, когда взрослый делает порицание, им движет детское чувство превосходства и всемогущества. Легко быть «огромным и сильным» над «малым и слабым»! Мы, взрослые, боимся агрессивности, но порой сами транслируем ее своим детям, при этом запрещая им ее проявлять.

Что делать, если ребенок проявляет агрессию…

  1. Отказаться от жестких наказаний, ведь они порождают у ребенка страх. Жесткие наказания ломают ребенка: он становится очень уступчивым, либо очень упрямым, зачастую мстительным, агрессивным. Побочные явления, базирующиеся на чувстве страха, вины, обиды, отвержения, которые являются разрушительными, укрепляют веру, что в мире побеждают зло и агрессия. Наказание делает ребенка недоверчивым и побуждает его скрывать свои ошибки, т.к. он боится взять на себя ответственность за них.
  2. Если у ребенка вспышки агрессии незначительны, можно проявлять полное игнорирование акта неадекватного поведения. Для этого необходимо набраться терпения. В следующий раз ребенку понадобится гораздо меньше времени, чтобы успокоиться. Так же можно использовать прием переключения его внимание на другой вид деятельности или интересный объект.
  3. Старайтесь поведение ребенка обозначать позитивно: «Ты капризничаешь, потому что устал…». «Ты злишься, что в этот раз ты не справился с заданием…».
  4. Вместо того, чтобы отчаиваться и упрекать ребенка в агрессивном поведении или непослушании, лучше выразить свое огорчение: «Как жаль, что ты ошибся (ошиблась) и поступил неправильно, ведь и сам теперь расстроен из-за этого». Учим обращать внимание на чувства и эмоции, т.е. контролировать их и управлять. При этом устанавливаются добрые, спокойные детско-родительские отношения, понижается противоречивость, несогласие, злобу ребенка.
  5. Бессмысленно добиваться того, чтобы ребенок не чувствовал агрессию – это невозможно. Взрослому нужно помочь ребенку выражать то, что чувствует, что переживает: «Конечно, тебе обидно…», «Наверное, тебе кажется, что весь мир настроен против тебя…», «Тебе стыдно за этот поступок, и тебе кажется, что одноклассник не простит тебя…» Важно помочь ребенку избавиться от эмоционального напряжения, сохранять контакт со своими чувствами
  6. Установление обратной связи с ребенком снижает уровень агрессии: «Ты ведешь себя агрессивно» (констатация факта). «Ты раздражен?», «Ты чувствуешь обиду?» (констатирующий вопрос). «Ты хочешь меня вывести из терпения?», «Ты хочешь меня разозлить?» (раскрываем мотив агрессивного поведения). «Мне обидно, когда на меня кричат…» (обозначение своих чувств по отношению к неадекватному поведению с позиции я-сообщение). «Ведь мы с тобой договаривались…», «Мы с тобой заключали договор…» (возвращение к установленным правилам). При этом устанавливаются добрые, спокойные детско-родительские отношения, понижается противоречивость, несогласие, злоба ребенка.
  7. Обязательный контроль своих собственных негативных эмоций! Как и ребенок, взрослый так же испытывает калейдоскоп негативных чувств и эмоций, когда сталкивается с агрессией, в том числе и с детской: страх, раздражение, гнев, беспомощность. Нужно помнить, что эти чувства естественны, и являются ответной реакцией на негатив. Управляя ими, родитель демонстрирует модели взаимодействия с агрессивным человеком, обучает ребенка, закрепляя дружеские отношение с ним.
  8. В любой ситуации нельзя допускать высказываний: «Если будешь капризничать, мы не будем тебя любить…», «Если будешь так себя вести, отдадим в интернат (детский дом…)» (подобный шантаж усиливает страх, тревогу чувство отвержения и ненужности, что ведет к озлобленности и самообесцениванию)/
  9. Можно отметить, что совместные прогулки (не только по магазинам), просмотр мультфильмов, игры с ребенком, выполнение поручений, спортивные секции и юмор также снижают детскую агрессию.
  10. Эффективное воздействие – это умелое сочетание строгости и доброты. Важно родителям выбирать тактику, чтобы ребенок осознавал, что его поведение неэффективно. Чтобы действия обоих родителей несли в себе доброту и строгость одновременно.
  11. Задача взрослого – не исключить полностью агрессивность из характеристики ребенка, а ограничивать и контролировать ее, а также поощрять те ее здоровые проявления, которые не приносят вреда ему и обществу.

А что же еще нужно для профилактики детской агрессии? Повторюсь: конечно, безусловная родительская любовь. Ребенку необходимо знать, что мама и папа его любят вне зависимости от того, как он себя ведет. Это аванс, за который ребенок платит благодарностью: «Меня любят, не смотря ни на что, а поведение (поступок) я обязательно исправлю!» Он должен чувствовать себя желанным и любимым, ведь часто одно лишь ласковое слово может снять его озлобление. В любви зарождается весна, новая жизнь; любовью звенит капель, сияет радуга в небе и разливается трель соловья. Именно любовь делает нас такими, какие мы есть, и даже счастливее, т.к. ее лучи согревают наши сердца и сердца наших детей.