menu


Процесс самоутверждения подростков может протекать по-разному. Это во многом зависит от тех социально-значимых ролей, которые играет подросток. Наиболее характерными являются следующие:

«Интеллектуалы» — подростки, которые претендуют на признание своих интеллектуальных способностей. На эту роль претендуют не только те учащиеся, которые учатся на «отлично», но также и те ребята, которые имеют много знаний в той или иной области, начитанны, эрудированы. Упреки учителей и классного руководителя в том, что «они умны, но ленивы» ими воспринимается спокойно. Однако именно эти учащиеся не прощают педагогу и намека на их «тупость» и «неспособность», особенно тогда, когда взрослый делает это публично.

«Силачи-смельчаки» — это подростки, которые выделяются в классе своей силой, ловкостью, спортивными успехами. Иногда ребята ной группы, занимаясь сильными видами спорта (штанга, бокс, борьба), начинают этим бравировать в коллективе сверстников и даже подчинять ребят, демонстрируя позицию силы во взаимоотношениях.

«Лидеры» — это подростки, которых привлекает общественная деятельность. Чаще всего, это хорошие ученики, ребята, к мнению которых прислушиваются в коллективе. Классный руководитель должен помнить, что для таких детей активность в общественной работе не всегда реализуется в нравственном содержании личности.

«Таланты» класса — это подростки, которые имеют какие-то ярко выраженные способности. Это ребята, которые имеют рано проявившиеся интересы и увлечения, которые существенно влияют на их поведение, общение в среде сверстников. Это наиболее благополучная группа подростков в классном коллективе.

«Увлеченные» — это подростки, которые имеют сильные увлечения в своей жизни. Это может быть коллекционирование, моделирование, сильное увлечение каким-то видом спорта, который влияет полностью на их жизнь. Сильное увлечение может поглотить подростка настолько, что влияет на его взаимоотношения с людьми, учебные достижения, качества характера.

«Надежные» — это подростки, для которых главным достоинством человека является умение дружить, хранить верность в дружбе. Такие подростки весьма дружелюбны, их любят в классе, их отмечают педагоги. Однако иногда бывают такие ситуации, когда за внешним благополучием скрывается совершенно иной тип личности.