Цель: познакомить педагогов с особенностями механизмов психологической защиты подростков.
Историческая справка
З.Фрейд Первым ввел понятие “механизм психической защиты” (1894 г.). Защитные механизмы являются врожденными: они запускаются в экстремальной ситуации и выполняют функцию "снятия внутреннего конфликта.
В.М.
Банщиков частные случаи отношения личности больного к травматической ситуации или поразившей его болезни.
В.Ф.
Бассин
В.Е.
Рожнов Психологическая защита – это психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание последствий психической травмы.
Р.А.
Зачепицки
й Психологическая защита – пассивно-оборонительные формы реагирования в патогенной жизненной ситуации.
И.В.
Тонконоги
й Психологическая защита – это способы переработки информации в мозге, блокирующие угрожающую информацию.
В.А.
Ташлыков Психологическая защита – механизм адаптивной перестройки восприятия и оценки, выступающий в случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспокойства, вызванное внутренним или внешним конфликтом, и не может справиться со стрессом.
В.С.
Ротенберг Психологическая защита – это механизмы, поддерживающие целостность сознания.
В.Н.
Цапкин Психологическая защита – способы репрезентации искаженного смысла.
Психологическая защита - система процессов и механизмов, направленных на сохранение однажды уже достигнутого (или на восстановление утраченного) позитивного состояния субъекта.
Классификация механизмов психологической защиты
Среди современных исследователей нет единства мнений по числу известных защитных механизмов этому вопросу. В монографии А. Фрейд описано пятнадцать механизмов. В Словаре-справочнике по психиатрии, опубликованном Американской Психиатрической ассоциацией в 1975 г., —
двадцать три. Б. А. Маршанин приводит следующую типологию психологических защит:
I Классификация
Протективные (примитивные, незрелые, более простые).
Цель - не допустить информацию в сознание:
· расщепление (изоляция);
· проекция (перенесение);
· отрицание;
· идентификация.
Дефинзивные - более зрелые.
Цель - допустить информацию в сознание, искажая ее:
· сублимация;
· рационализация;
· альтруизм;
· юмор.
II Классификация
Механизмы психологической защиты, снижающие уровень тревоги, но не изменяющие характера побуждений:
· вытеснение (подавление);
· проекция (перенесение);
· идентификация;
· аннулирование (отмена);
· изоляция (расщепление);
· ингибиция (блокирование в поведении и сознании).
Механизмы психологической защиты, снижающие уровень тревоги, но изменяющие характера побуждений:
· аутоагрессия (обращение враждебности на себя);
· реверсия (изменение побуждений и чувств на противоположные);
· регрессия;
· сублимация.
В подростковом возрасте происходят сложные биосоциальные процессы. Подростки испытывают на себе выраженное влияние эмоционального стресса. В связи с этим подростковый возраст часто рассматривают как фазу уникального стресса развития. Стрессы, связанные с физическими и психологическими изменениями в пубертате, имеют высокую выраженность. Подростки обладают повышенной чувствительностью к стрессу по сравнению с лицами более старшего возраста, более чувствительны к различным жизненным событиям и изменениям. Само осознание подростком происходящих с ним изменений в пубертате является стрессогенным и создает внутреннюю неуверенность, мобилизует защитные механизмы. Подростки защищаются от стрессогенного, негативного влияния социальной среды.
Характеристика механизмов психологической защиты подростков.
Название Характеристика Возможные причины
Незрелые механизмы
Пассивный протест Отстранение от общения с близкими людьми, отказ от выполнения различных просьб взрослых. Ощущает себя помехой в жизни родителей, в отношениях с родителями большая дистанция.
Оппозиция Активный протест против требований взрослых, резкие высказывания в их адрес, систематическая лживость. Реакция на недостаток любви со стороны близких и призыв вернуть её.
Эмансипация Борьба за самоутверждение, самостоятельность, высвобождение из-под контроля взрослых. Диктат родителей и других взрослых.
Проекция Собственные отрицательные качества, влечения, отношения человек приписывает другому лицу. Взаимоотношение ребенка с родителями.
Отрицание Отрицает существование Подавление страха.
неприятностей или старается снизить серьезность угрозы
Идентификация Отождествляет себя с другим человеком, переносит на себя желаемые чувства и качества. Повышенная тревожность.
Аннулирование Повторное действие лишает значения предыдущее, вызывавшее тревогу. Причины кроются в психике детского возраста.
Изоляция Отделение одной части личности от другой части его же личности, которая вполне его устраивает. Психологическая травма в раннем детстве.
Интеллектуализаци
я Попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах. Недостаточность социальных контактов.
Самоограничение Отстраняется от общения с близкими людьми, от пищи, от игр, отказывается от выполнения требуемых действий, занимаясь созерцанием деятельности другого, или стремится убежать. Нетактичные, издевательские замечания окружающих, в первую очередь, значимых людей.
Регрессия Возвращение к примитивным, ранним, связанным с детством, формам реагирования и типам поведения. При некоторых психических заболеваниях.
Зрелые механизмы
Сублимация Перевод неприемлемых желаний и форм поведения в социально одобряемые. Желание найти значимую форму деятельности.
Рационализация Защитный процесс, состоящий в том, что человек изобретает вербальные, и на первый взгляд логичные суждения и умозаключения для ложного оправдания своих поступков. Боязнь потерять самоуважение.
Альтруизм Конструктивная деятельность по отношению к другим, в которой удовольствие и Таким образом подается сигнал, что хочет получить.
помощь оказываются другому.
Юмор Открытое выражение чувств без дискомфорта и неприятного воздействия на других. Терпит неприятное, пока ситуацию невозможно изменить.
Вытеснение Удаление из сознания тех моментов, информации, которые вызывают тревогу. Чрезмерная требовательность взрослых.
“Мы не говорим педагогам, поступайте так или иначе; мы говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства, эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую. Можно ли при таком разнообразии обстоятельств воспитания воспитываемых личностей предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты?” (К.Д. Ушинский)
“Методика воспитания не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона”. (А.С. Макаренко)