menu


Игра «Волшебные слова».
По жребию кто-то из членов семьи оказывается «узником», остальные окружают его кольцом, крепко взявшись за руки. Игра начинается с попыток «узника» прорвать кольцо силой – этому надо всячески препятствовать. теперь он должен, обращаясь к кому-то одному, найти волшебные слова, чтобы тот пропустил его. Имеется в виду такое обращение, которое было бы приятно данному лицу и побудило бы его уступить «узнику». Если он не уступает, приходится обратиться к другому.
Игровой характер ситуации смягчает чувство унижения, которое может возникнуть у «узника». В роли последнего обязан побывать каждый из играющих. Игра делает явными скрытые конфликты и обучает искать компромиссные пути для их разрешения.

Игра «Завтрак в понедельник».
Имеется в виду инсценировка членами семьи типичного эпизода напряженной домашней обстановки. «Завтрак в понедельник» с его спешкой, с неполной включенностью людей в трудовой ритм и проистекающей отсюда раздражительностью каждого – это лишь возможный пример такого эпизода. Другими подробными эпизодами могут быть: «Совместные сборы в театр», «Воскресная поездка к бабушке», «Генеральная уборка» и т.д. Решающая особенность инсценировки в следующем: каждый участник игры исполняет в данном эпизоде не себя, а кого-нибудь другого из членов семьи: сын – отца, дед – внука, дочь – маму или бабушку и т.п. Видя себя в этом своеобразном искажающем зеркале, участник игры испытывает смешанные чувства: возмущение и веселье одновременно.
Важно, чтобы роли в ходе игры менялись. Если, скажем, отец изображал сына, то далее сын должен получить возможность изображать отца.

Игра «Угадайте, кто это».
Каждый, готовясь к ней, составляет список черт кого-нибудь из членов семьи; в списке должно быть не мене 10 черт. Имя того, кому эти черты приписываются, конечно, называть не следует, не надо также упоминать возраст и пол. Допустимы сказочные аранжировки текста, например: «Если бы этот человек имел волшебную палочку, он бы…» Слушатели по психологическому портрету должны угадать, о ком идет речь. Если все быстро и легко угадывают это, т.е. набор черт удачно характеризует человека, то составитель портрета заслуживает премии (например, конфеты, лишнего кусочка торта и т.п.).
Игры этого типа следует заранее готовить таким образом, чтобы они завершались семейным ужином, на котором непременно будет любимое всеми блюдо, торт и т.п. Этот примиряющий и сплачивающий финал игровых межличностных взаимодействий служит для всех знаком: «Как бы мы ни расходились в частностях, мы – семья, мы любим и ценим друг друга».
Закрепление в семье игровой атмосферы желательно не только само по себе, но, прежде всего, в интересах правильного воспитания детей. Нередко с помощью игры можно осуществить воспитательные меры, с трудом реализуемые другими способами.
Например, ребенок распущен и лишен чувства ответственности. Всем родителям известно, сколь малоэффективны в этом случае замечания, одергивания и нравоучения. Есть смысл испробовать иные способы воздействия на личность ребенка.

Можно затеять в какое-то из воскресений игру «Капитан и его помощник».

Квартира объявляется кораблем, папа (или мама) – капитаном корабля, а ребенок – старшим помощником капитана. Все домашние дела делаются по командам капитана, а эти команды передает экипажу помощник. Он же следит за выполнением команд и докладывает капитану о ходе работ на корабле… Через неделю или две игра повторяется, но теперь ребенок должен стать юнгой, т.е. исполнителем приказов, а не начальником над остальными. Еще через какое-то время ребенку в этой игре поручается роль самого капитана. Если взрослым хватает юмора и изобретательности, чтобы насытить игру увлекательными эпизодами, можно не сомневаться: ребенку это понравится. Заодно в нем исподволь формируются навыки сознательной дисциплины.