menu

Существует программа, "Ступени ответственности" - четкая модель действий в тех случаях, когда ребенок или молодой человек совершает проступок (например, обманул товарища, украл, нагрубил взрослым, разбил окно и т.д.), которая соединяет в себе наблюдения и лучшие приемы выхода из конфликта. Основная мысль, содержащаяся в "Ступенях ответственности" - ответственность за себя и других становится частью самосознания.
Мы часто слышим мнение, что многие проблемы молодых людей, особенно подростков, возникают в результате заниженной самооценки. Авторы программы "Ступени ответственности" исходят из концепции, что в проблемах молодежи нужно винить не столько их низкую самооценку, сколько плохо развитое чувство ответственности. Чувство ответственности, по мнению других людей - это и забота об окружающей среде, это и забота о сообществе, защита слабых и предоставление помощи тем, кто в ней нуждается. Иногда кажется, что некоторые дети рождаются с сильным чувством ответственности, в действительности же воспитание этого чувства является длительным и часто трудным процессом.
Существует много способов формирования у детей чувства ответственности в их повседневной жизни. Однако те ситуации, когда дети сделали что-то недопустимое или что-то безответственное, обеспечивают неповторимые возможности для воспитания у них чувства ответственности. Успешное вмешательство в случае безответственного поведения ребенка - эффективное средство, обеспечивающее возможность воспитания в ребенке чувства ответственности.
Цель этой программы состоит в том, чтобы помочь детям научиться брать ответственность за свои проступки. Беря на себя ответственность за свой проступок, ребенок формирует собственное чувство ответственности, что уменьшит вероятность повторения подобных действий в будущем.
Здесь под проступком подразумевается любой социально недопустимый или несоответствующий общественной морали акт: воровство, физическое или устное оскорбление, издевательство, вандализм, или любое другое нарушение принятых в обществе правил.
Принятие ответственности в данной программе сводится к последовательному процессу, который состоит из 6 шагов:
ПРИНЯТИЕ - ребенок соглашается обсуждать, что случилось и признается в том, что он (она) сделал(а);
ПОНИМАНИЕ - ребенок демонстрирует, что он понимает отрицательные последствия своих действий;
ИЗВИНЕНИЯ - ребенок извиняется перед теми, кого касается, его проступок;
КОМПЕНСАЦИЯ - ребенок соглашается с тем, что он, по взаимному согласованию, соответствующим образом компенсирует моральный или материальный ущерб, который он причинил другим;
ОБЕЩАНИЕ - ребенок обещает, что впредь подобного не повторит и заключает взаимное соглашение о последствия нарушения данного обещания;
ЗАБОТА О ДРУГИХ - ребенок показывает готовность быть активным в предотвращении подобных нарушений правил среди таких же, как и он, детей.
Это - просто модель, созданная для того, чтобы напомнить нам то, что мы уже знаем: стереотипные наказания, часто не в состоянии остановить несоответствующее и недопустимое поведение.
В некоторых случаях, обычные наказания, кажется, имеют парадоксальный обратный эффект увеличения количества тех проступков, которые они, как предполагается, должны предотвращать. Эта тенденция проявляется особенно в тех случаях, когда ученик чувствует, что наказание несправедливо. Тогда это вызывает у него только чувство протеста. С другой стороны, вмешательство, которое ученик ощущает как справедливое и которое осуществляется при участии значимых для него людей, может оказать больший положительный эффект на его поведение.
Данная программа, включающая в себя шесть ступеней ответственности, основана, на наблюдениях авторов, подтверждающих, что, когда провинившийся последовательно шагает по этим ступеням, повторение проступка становится маловероятным.